Воскресенье, 19.05.2024, 01:55

Наши детки

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ТЕМА: «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Проблема здоровья - не кампания одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. В основу всей работы положен личностно-ориентированный подход к физическому воспитанию и оздоровлению.

Сегодня крайне важно обеспечить здоровье человека в реальных условиях его существования. Для этого необходимо осознать значение интеграции культур для сохранения здоровья.

Культура здоровья, сохранение и воспроизводство здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры общества и культуры личности человека.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Таким образом, целесообразно постоянно проводить комплекс мероприятий по нейтрализации факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека, устранять причины, вызывающие болезнь.

Дошкольное детство - период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении закономерностям формирования его организма.

Перед педагогом дошкольного учреждения стоит глубокая задача привить ребёнку необходимость быть здоровым, а значит, активным, дееспособным и не представляющим угрозы здоровью других членов общества. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Положительное влияние физических упражнений на центральную нервную систему отмечают почти все авторы, занимавшиеся физическим воспитанием детей. А. Ф. Тур (1954) отмечаетисключительно благотворное влияние на общее состояние ребенка и на его настроение систематического выполнения физических упражнений. Еже-

дневный массаж и гимнастика не только обеспечивают ребенку чисто физическую тренировку но и приучают сосредотачиваться, повышают внимание. Урок гимнастики является одновременно и уроком речи. А. Ф. Тур указывает, что для всего последующего развития ребенка имеет большое значение не только время появления тех или иных двигательных умений, но главным образом качество этих движений.

К. Д. Губерт, В. М. Миронова, А. И. Старостина (1937) установили, что ежедневные занятия гимнастикой повышают эмоциональный тонус ребенка и качество его двигательных актов. У детей невропатов, моторно и психически заторможенных, под влиянием занятий физкультурой улучшалась координация движений, статика, повышалась активность. На благоприятное действие гимнастики на нервную систему ребенка указывали С. Д. Домбек, JI. Н. Андреев, 3. П. Чижова, Г. П. Юрко, С. М.Иванов (1954) и многие другие.

Одной из замечательных сторон влияния физкультуры на организм ребенка является повышение эмоционального тонуса, положительное отношение к ней самих детей. Радость, удовольствие, ярко выражаемые детьми во время занятий, создают благоприятный фон, повышенную работоспособность нервных клеток и резко повышают эффективность занятий. Отсюда необходимость, отмечаемая большинством авторов, проводить занятия по физическому воспитанию с детьми раннего и дошкольного возраста при хорошем настроении детей, на фоне положительной эмоциональной настроенности. Заметные сдвиги под влиянием физических упражнений и других средств физического воспитания происходят в мышечной системе ребенка. В основе каждого физического упражнения лежат мышечные сокращения, при которых происходят закономерные биохимические сдвиги. Под влиянием систематических мышечных сокращений в рамках физических упражнений энергетические процессы в работающей мышце протекают более экономно и с большим эффектом, активизируются ферментные системы.

На функции дыхания влияние физических упражнений и других средств физического воспитания проявляется в увеличении ее резервных возможностей, в большем соответствии производимой" работы газообмену, в улучшении работы отдельных звеньев функциональной системы дыхания и т. д. Значительные изменения под влиянием физических упражнений происходят в сердечно-сосудистой системе. Г. П. Конради, А. Д. Слоним и В. С. Фарфель пишут по этому поводу: «Быть может, ни в одной системе организма изменения, вызываемые тренировкой, не достигают такой выраженности, как в сердечно - сосудистой системе».

Мышечная работа любой степени интенсивности требует усиленного кровоснабжения работающих мышц. Потребление кислорода в последних увеличивается в 8—10 раз. В процессе выработки каждого двигательного навыка у ребенка под влиянием упражнений закрепляются новые рефлексы на кровообращение, ранее вызываемые только путем врожденныхбезусловных рефлексов. Поэтому сердечно - сосудистая система обеспечивает быстрое и значительное усиление кровоснабжения работающих мышц.

Под влиянием гимнастических упражнений и массажа у детей раннего возраста улучшается кровообращение, обеспечивается быстрый и достаточный приток кровикработающим мышцам. В. А. Блях, Е.Я. Гинзбург, Р. Г. Сорочек, Г. П. Юрко, JL Н. Андреев также отмечают улучшение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы ребенка под влиянием тренировки. Характерные изменения, происходящие в кровеносной системе при мышечной работе, приводят к развитию и закреплению быстрой адаптационной перестройки кровообращения. Таким образом, физические упражнения и другие средства физического воспитания вызывают положительные функциональные изменения в сердечно­-сосудистой системе ребенка, повышают адаптацию организма к мышечной работе. В то же время физическое воспитание в целом создает наиболее благоприятные условия для нормального развития, морфологического и функционального, сердечно-сосудистой системы ребенка.

Под влиянием систематически проводимых упражнений и массажа улучшается обмен веществ.

Систематические занятия физическими упражнениями приводят к накоплению гликогена в печени, к возрастанию активности, участвующих в обмене белков, жиров и углеводов ферментов. Вследствие этого организм приобретает не только большие запасы источников энергии, но и получает возможность более быстрой и энергичной их мобилизации при работе и быстрого восстановления в период отдыха.

Благоприятные изменения в деятельности большинства физиологических систем и функций детского организма под влиянием систематически проводимых физических упражнений и других средств физическою воспитания, отражающие особую биологическую роль мышечных сокращений, приводят к общему улучшению состояния здоровья ребенка, что находит отражение в улучшении физического развития, повышении уровня защиты, адаптационных возможностей организма и снижении заболеваемости.

За последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, органов пищеварения, аллергические заболевания. Чрезвычайно                                  высокараспространенность            

морфофункциональных отклонений. Среди них ведущими являются нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

Возросло число детей с замедленными темпами созревания.

Специалисты отмечают, что среди современных детей седьмого года жизни «школьно-незрелые» составляют более 40%, что в 3 раза превышает количество таких детей в 70-е годы и в 2раза больше, чем в 80-е. Однако следует отметить, что среди детей с различными формами «школьнойнезрелости» больше детей, не посещающих дошкольные учреждения. Исследования убедительно показали, что дошкольное учреждение помогаетнивелировать часть неблагоприятных социальных факторов, определяющих развитие и здоровье детей.

         Правильное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов, оптимальная физическая нагрузка, закаливание, положительный психологический климат, своевременное выявление и лечение начальных стадий признаков заболевания - вот те факторы, которые, в конечном счете, определяют состояние здоровья человека, продолжительность и качество его жизни.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Таким образом, целесообразно постоянно проводить комплекс мероприятий по нейтрализации факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека, устранять причины, вызывающие болезнь.

 Сегодня сохранение и укрепление здоровья - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Реализация важнейших положений Концепции дошкольного образования, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. В ДОУ разработан комплексный план оздоровительно-профилактических мероприятий, продуман двигательный режим на каждую возрастную группу с учетом уровня физического развития детей.

Категория: Мои статьи | Добавил: olga (10.10.2011)
Просмотров: 711 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]