Воскресенье, 05.05.2024, 20:51

Наши детки

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Cтарший воспитатель д/с №168 Шевченко Е.А.

Объем коммуникативных навыков это то количество  знаний  и умений, которое необходимо ребенку,  для успешного взаимодействия его со сверстниками и взрослыми.

Есть модели поведения и соответствующие им некоторые речевые шаблоны, которые люди используют в определенных ситуациях, их количество и применимость и определяет объем коммуникативных навыков общения старшего дошкольника.

Приветствие. Специальные слова, которые используются при встрече: «Здравствуйте», «Доброе утро/день/вечер», «Привет!» Приветственные жесты: легкий поклон, кивок головы, улыбка).

Прощание. Слова и жесты, которые мы используем расставаясь: «До свидания», «до встречи», «пока», «удачи», «счастливо», «всего доброго», «доброй ночи» В ответ на прощание точно также принято прощаться.

Обращение. Обратиться – значит, обратить на себя его внимание, чтобы человек начал внимательно слушать именно ребенка и знал, что ребенок от него чего-то хочет. Позвать, обратиться по имени: «Сережа!», Если имя неизвестно, есть варианты: «Послушайте», «Извините», «Я хочу вам что-то сказать/спросить», «Могу я к вам обратиться?» Жестами: подойти близко к человеку, войдя в его личную зону, посмотреть подольше прямо на него, подергать за рукав, (знать к кому обратиться на «ты», а к кому на «вы»).Ребенок должен уметь отзываться  на обращение: «Да?/что?/Слушаю».

Просьба о помощи, поддержке, услуге. Когда у ребенка что-то не получается, уметь подойти к другому человеку и попросить его о помощи. Это выгоднее, чем злиться, плакать или молча страдать и при этом ждать, что другой ему поможет, оценив по достоинству героизм усилий. «Пожалуйста, подержите дверь в подъезд, я не могу завезти велосипед», «Разрешите пройти», «пожалуйста, подвиньтесь»

Оказание помощи, поддержки, услуги. Если ребенка просят о помощи, то он может это сделать с комментарием: «Хорошо», «Пожалуйста». Если ребенок видит рядом с собой человека, который может нуждаться в помощи, необходимо свою помощь или услугу предложить: «Давайте я вам помогу», «Тебе помочь?»

Благодарность. Говоря «Спасибо», ребенок показывает эти свои теплые чувства благодетелю. Хорошо когда ребенок свободно может сформулировать оценочное суждение: «Спасибо вам, тетя Ира, за вашу интересную сказку». Иногда благодарность выказывают улыбкой, добрым взглядом, кивком головы или поклоном, - хорошо, если ребенок может распознавать эти жесты как благодарственные.

Принятие благодарности. Это способ обратной связи. Отвечая на благодарность: «Пожалуйста!», «На здоровье!» или «Не за что», - ребенок показывает, что благодарность услышана и принята. Принятие благодарности  может выражаться в жестах: улыбка, кивок головы, пожимание руки или локтя, поглаживание по голове.

 Извинения. Слова, которыми мы признаем свою вину и просим прощения у пострадавшего. «Извини меня, пожалуйста, я больше так не буду!», «Простите!» «Прошу прощения» Если ребенок может сформулировать, за что он просит прощения («Прости, Тимоша, что я сломал твой домик»), – то это замечательно. Жесты и мимика должны быть соответствующими.

Принятие извинения. Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла и можно продолжать отношения. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю, но в следующий раз…» Если ребенок не чувствует, что готов простить обидчика, он может сказать об этом: «Я очень обижен, это слишком серьезно».

Важное  значение  в развитии коммуникативных навыков старшего дошкольника         имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удоволетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.

Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра. Не секрет, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности.

И, как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Для успешного формирования творческой активности детей в В в

     В театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

* приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых.

* Педагог должен осознанно выбирать художественное произведение для работы. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

* Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации.

При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д. )

* Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).

* Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающюю потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.

В группе для детей 2-4 лет должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации сказок. В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.

В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д. ) Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;

Происходит развитие различных анализаторов;

Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

Развивается эмоционально-волевая сфера;

Происходит коррекция поведения;

Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: olga (23.10.2012)
Просмотров: 2058 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]