Воскресенье, 19.05.2024, 00:02

Наши детки

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Как приучить ребенка к дисциплине
Чтобы справиться с задачей приучить ребенка к дисциплине, нужно  помнить, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, а совершенно другая личность со своими специфическими реакциями на происходящее и осо­бым восприятием мира. Кроме того, мы должны решить сами для себя, чего, собственно, хотим добиться, требуя дисциплины? Правильнее было бы помочь ребенку выработать са­модисциплину, то есть научить его следовать требованиям об­щества, сообразуясь со своими интересами, и в то же время  удовлетворять личные запросы без ущерба для общества. На­чинать обучение нужно, не дожидаясь наступления какого-то определенного возраста, а с самого рождения.
Едва ребенок появляется на свет, как у него уже возникает множество желаний, и чем полнее мы удовлетворим их, тем более он будет доволен и самим собой, и родителями. Самое главное в этой методике: чем больше малыш будет доволен на­ми, тем охотнее будет выполнять наши требования. Именно при таком условии наши заботы о ребенке - питание, сон, развлечения - будут иметь определяющее значение для по­следующего его поведения. Чтобы вы меня правильнее поня­ли, приведу пример.
Мама должна по расписанию покормить четырехмесячно­го ребенка в 14:00, а он проснулся на полтора часа раньше. Правильнее было бы вынуть его из кроватки и помочь играть, но мама хочет приучить его к дисциплине и выдерживает его до намеченного времени. Что поймет ребенок на самом деле? Что маму не волнует, как он себя чувствует. Таким образом, по­требность ребенка либо остается неудовлетворенной, либо удовлетворяется слишком поздно - когда он уже отчаялся. Чем хуже вы удовлетворяете его нужды, тем требовательнее, крикливее и упрямее становится ваш малыш.
Мы совершаем ошибку, когда в случае дурного поведения ребенка считаем, что он ведет себя так преднамеренно. Не пы­таясь проанализировать причину его поведения, мы сразу де­лаем вывод: он хочет быть плохим, а раз так, то у нас готовы слова - сердитые, обидные, негодующие. Таким образом, мы сами "программируем" ребенка на плохое. Наше убеждение, что он нарочно так поступает, зиждется на том, что мы уже ру­гали его за аналогичное поведение. Вполне возможно, что ре­бенок действительно может плохо себя вести именно из-за того, что мы к нему дурно отнеслись.
Это еще раз подтвержда­ет то, что ребенка лучше приучать к дисциплине на основе до­брых отношений и постоянно развивать их и поддерживать, чтобы у ребенка всегда присутствовало желание принять на­ше руководство его поступками.
Если ваша дочь непослушна и часто злится на вас из-за то­го, что вы постоянно ругаете ее, наказываете и читаете нраво­учения, попробуйте изменить тактику. Закройте глаза на ее проступки и постарайтесь подмечать только хорошее в ее по­ведении. Вы увидите, что ее поведение улучшится. Она, скорее всего, будет понимать ваши требования и выполнять их без негативного отношения.
Когда мы говорим о дисциплине, то, прежде всего, имеем в виду психическую уравновешенность, а не "хождение по струнке". Ребенок должен быть подвижным и веселым, он имеет право выражать свою радость и хорошее настроение. Если бы родители не были слишком нетерпеливы и настойчи­вы в стремлении приучить ребенка к дисциплине, он любил бы их так сильно, что старался бы походить на них и во всем подражать. Тогда у папы с мамой было бы гораздо больше по­водов его хвалить. Более того, ребенок понимал бы тогда, что родители хотят и рады видеть его больше счастливым, нежели образцом совершенства, и с большей легкостью принимал бы любое "нет", какое они сочтут необходимым сказать ему.
Если не придавать этой проблеме чрезмерного значения, то со временем мы гораздо успешнее научим ребенка контро­лировать свои порывы и приучим его к дисциплине. Я совсем не имею в виду, что мы должны быть снисходительны и ни в чем не отказывать нашим детям, считая, что только тогда они будут нас слушаться. Дети нуждаются в руководстве и советах взрослых, так как их порывы часто бывают нерациональны и неконтролируемы. Если мы никогда ни в чем не будем им от­казывать, то окажемся во власти их эгоизма. Сложность заклю­чается в нашем поведении, когда мы принимаем решение об отказе. Нужно держаться ровно и твердо.
Давайте разберем довольно типичную ситуацию. Ваша ма­ленькая дочка просит конфеты перед обедом (мороженое, пе­ченье и т. д.). Вы ей отказываете. В ответ она начинает плакать и говорит, например: "Ты плохая, никогда ничего не разреша­ешь" или: "Я не буду есть твой гадкий обед" и т. д. Вы сердитесь на нее и, когда видите, что ваши объяснения не имеют успеха, начинаете обвинять девочку в непослушании и обещаете ей "все рассказать папе", вообще оставить ее без конфет, а заодно и без мультиков. Даже если вы приведете в исполнение хотя бы одну свою угрозу, ваша дочь все равно поймет бессмыслен­ность остальных и не придаст им никакого значения. Раз вы рассердились, то повышаете голос, чтобы выразить свое недо­вольство дочерью. Она же понимает ситуацию по-своему: ма­ма тоже легко выходит из себя. В результате вы ссоритесь и та­ким образом усиливаете недовольство дочери и нежелание поступать так, как нужно.
Как же правильно вести себя в этой ситуации?
Сохра­нять спокойствие. Ну чего такого ужасного она хочет? Вы что, сами никогда не ели мороженого перед обедом? Это вовсе не повод лишать девочку вашей ласки и любви, взамен предлагая крики и угрозы. Если мы сумеем оставаться в подобных ситуа­циях спокойными и уверенными в себе, выдерживая атаки ре­бенка, то быстрее научим его понимать, что протесты беспо­лезны. Он, конечно, все равно будет обижен нашим отказом, но его обида пройдет быстрее, и он меньше будет страдать из-за нее. Важно также, что он не увидит картины вашего гнева или обиды на него и научится понимать, что наше "нет" относится только к конкретному событию и не распространяется на не­го самого. Ведь даже отказать ребенку можно так, что он ощу­тит нашу любовь, заботу о нем и наше сочувствие. Когда он это поймет, ему будет легче относиться к нашим отказам.
Опять же приведу пример из своей практики. В школе работал пси­хологом молодой человек, отец 6-летней дочери. Поскольку обычно в школьных коллективах всем про всех известно, мы знали, что сам он побаивается своей жены - высокой, статной, красивой женщины. Тем не менее, его дочка совершенно не слушала мать и беспрекословно выполняла его просьбы. Я по­интересовалась у него, в чем дело. Он объяснил: "Жена много говорит и много грозится, но ничего не делает. Я говорю мало и обещания выполняю. Не надо десять раз повторять ребенку одно и то же. Он и с первого раза понимает, чего от него хотят, но всякий раз испытывает границы ему дозволенного".
Постарайтесь избегать всяческих угроз в адрес ребенка. А вот делать обоснованное замечание можно: "Даша, в чем дело? Ты опять оставила свой велосипед на грядках. Если ты не будешь на ночь убирать его в гараж, придется мне самому за­крыть его там на время". И если велосипед снова вечером ока­жется брошенным на грядках, сдержите обещание, чтобы не уронить свой авторитет.
И еще один совет: попробуйте как-нибудь, когда вы гневае­тесь, кричите, ругаетесь, посмотреть на себя в зеркало, - вы сами себя не узнаете и вряд ли вам понравится то, что вы уви­дите. А каково вашему ребенку видеть вас таким? И тем не ме­нее он вас любит. Так не испытывайте его любовь к вам.
Один из самых убедительных способов выразить ребенку нашу любовь, даже если мы ему в чем-то отказываем, - поста­раться отвлечь его внимание от того, что он требует. Это не всегда легко сделать. Иногда приходится скрепя сердце не об­ращать внимания на слезы. Если мы в чем-то отказываем ре­бенку, мы можем предложить ему что-то приятное, например игру. И он забудет о своем первоначальном желании. А пока ребенок еще мал и недостаточно понимает нас, метод отвле­чения - единственно возможный способ в чем-то отказать ему. Вас должна утешать мысль, что воспитание малыша - за­нятие очень трудное. Постепенно мы научимся решать глав­ные проблемы, он подрастет и нам станет легче.
Если же вы делаете все правильно, а ваша дочь, тем не менее, огорчает вас непослушанием, подумайте вот о чем: не страда­ет ли она от постоянного огорчения или переживания? Ино­гда мы не замечаем тревоги и волнения наших детей. Возмож­но, у вас недавно появился второй ребенок, и ваша дочь, глядя, как вы воркуете над младенцем, думает о том, что он отнял у нее вашу любовь и внимание. Может быть, ей кажется, что вы больше любите ее папу. Ведь когда наступают выходные дни, вы мало внимания обращаете на нее и забываете про свои обе­щания сходить с ней в зоопарк или покататься на аттракцио­нах. Да и папе нет до нее дела... Обида и возмущение накапли­ваются, и дочка перестает вас слушаться. Вы на нее срыва­етесь - и вот отношения испорчены.
Случается, что ребенку нужны не дисциплинарные навыки, а доказательства того, что вы любите его таким, какой он есть.
Автор: Андрей Набокин,
практикующий психолог, директор Краснодарского представительства Гильдии психотерапии и тренинга.
По материалам книги Н. Ильина, Д. Хорсанд "Растить ребенка. Как?" Прислала Ирина Селезнёва
Категория: Мои статьи | Добавил: olga (28.10.2011)
Просмотров: 563 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]